Чайный
сайт

Оглавление

  1. Немного о чае

  2. Чай

  3. Как пpавильно заваpить?

  4. Как приготовить кофе

Путь чая – духовная философия Японии

Последователь великого чайного мастера Сен Рекью однажды спросил: "Можете ли вы мне точно сказать, что, прежде всего, должно быть понято и соблюдено во время чайной церемонии?". Мастер ответил: "Приготовь чашку отличного чая, подбрось угля, чтобы нагреть воду, укрась пространство цветами подобно тому, как они растут в природе, летом обеспечь прохладу, зимой - тепло; предусмотри все, будь готов, если вдруг пойдет дождь, выкажи величайшую предусмотрительность по отношению к твоему гостю".

В этих нескольких строках выражено все. В 16 веке Рекью закрепил порядок проведения чайной церемонии, известной как ча- но-йу (буквально, "горячей-воды-чай"). Его рекомендации, высоко ценимые последующими поколениями и тщательно ими выполняемые, завершаются таким комментарием: "Чай - не более чем следующее: нагрей воду, приготовь чай и выпей его по правилам. Вот и все, что нужно знать".

В книге "Путь чая" отразилась красота духовной философии Японии. Церемонию проводят в чайном доме, называющемся СУКИЯ. Это название можно перевести как "Жилище пустоты". Как указал Какузо Окакура в своей "Книге о чае", написанной в 1906 году, каждый участник знает, что церемония есть "нечто большее, чем идеализация акта чаепития, - это религия искусства бытия". Поэтому участники должны строго придерживаться ритуала, установленного в 16 веке китайскими и монахами-буддистами. Для церемонии используют чай МАЧА, или "Пену жидкого жадеита" - зеленый чай, который не заваривают, а размешивают в чашке маленькой бамбуковой метелочкой, называемой шейзен.

Ясунари Кавабата писал, что чайная церемония - это общее чувствование, когда хорошие друзья собираются вместе в подходящий момент, соблюдая соответствующие условия". По сущности, церемония проста, но продумана до малейших деталей. Прежде чем войти в "Жилище пустоты" гости должны пройти через сад по мощеной камнями тропе, роджи ("земля, увлажненная росой"). Они движутся безмолвно, оставляя позади себя звуки мира. Деревья, мох и пенье птиц помогают войти в состояние отрешенности и сосредоточенности. Установление гармонии с природой - неотъемлемая прелюдия чайной церемонии. Этой же цели подчинено и убранство комнаты ожидания, где в бамбуковой вазе помещают несколько цветов. Иногда, прежде чем покинуть сад, хозяин, безмолвно приветствующий своих гостей, приглашает их произвести обряд очищения - прополоскать рот и вымыть в маленькой каменной раковине руки. Центральная комната, где сидят гости, украшается висящем на стене свитком, листом пергамента или картиной, подобранной соответственно дню, времени года или теме собрания. Через скользящую дверь входит хозяин. Он подает легкую, исключительно японскую пищу - кайсеки - каждому гостю, который сидит на постеленном на полу мате в позе по-турецки. Каждое блюдо, подаваемое в простой, но изысканной посуде, является даром моря или гор. Согласно Сошицу Сену, пищу следует приправлять тремя компонентами - "глазами, языком и сердцем". Гости пользуются свежесрезанными палочками зеленого бамбука, что делает вкус пищи еще более приятным. В конце еды хозяин предлагает каждому гостю смоченное сиропом печенье или творог с бобами (намагуши). После этого гости могут выйти в сад подышать свежим воздухом, прежде чем снова сесть для того, чтобы выпить крепкого чаю. Хозяин бережно расставляет утварь - заварочный чайник с Мачей, чайную ложечку и шейзен. Воду нагревают в чайнике, на плите, растопленной углем, помещенной в углубление в полу посередине комнаты. Традиция диктует, чтобы гости пили из одной чаши, по очереди. Хозяин, который не принимает участия, никогда не забывает поприветс

твовать того гостя, который протягивает руки за чашей. Гости должны держать чашу двумя руками, так, чтобы изображенная на ней картинка была обращена к хозяину. Чай, красивого оттенка цвета авокадо и слегка крахмалистый на вкус, будет выпит таким образом в три приема. После этого каждый предмет тщательно моется и помещается в альков, на свое место. Затем хозяин возвращается и предлагает каждому гостю печенье, за которым подается более слабый чай, который каждый гость пьет из отдельной чашки. Завершается чайная церемония созерцанием огня и всего, что находиться вокруг. Хозяин провожает своих друзей до порога, затем аккуратно расставляет по местам утварь, убирает цветы, и в доме устанавливается чистота и порядок.

В глазах непосвященного наблюдателя, - сообщает Сошицу Сен, - не происходит ничего сверхъестественного. Тем не менее, хозяин и его гости ощущают, что это составляет микрокосм самой жизни. Обучение проведению чайной церемонии требует длительной подготовки. Японские дети учатся этому после школы, также как они учатся музыке или танцам. Инструктора должны пройти через долгий ученический период, прежде чем они смогут стать квалифицированными мастерами. Женщины, независимо от того, происходят ли они из семьи с сильными чайными традициями или нет, были допущены к проведению чайной церемонии только в начале 20 века после одобрения великого мастера.

Хотя чайные церемонии все еще проводятся сегодня в Японии, они, несомненно, сталкиваются с трудностями, являющимися следствием современной жизни. Так как провести ее можно только в частном чайном домике, сделанном из специального материала, определенного размера и окруженного садом.

Тем не менее, хозяева обыкновенного дома тоже могут провести такую церемонию, если в доме есть комната, предназначенная для этой цели. Они приглашают гостей, отправив им, за 3 или 4 недели до намеченной даты, письменные приглашения. Церемония может быть посвящена разным событиям, например, к приезду друга, цветению вишен, или ее целью может быть просто желание полюбоваться луной.

Что касается общественных чайных домов, их расцвет в Японии пришелся на 17 век. Тогда они были поистине домами удовольствия, где люди пели песни и играла музыка.

Недавняя модернизация, или, скорее, американизация привела к сокращению потребления чая за счет увеличения потребления других напитков. Японский зеленый чай пьют рано утром, чтобы запастись силами на целый день, или перед едой, чтобы помочь процессу пищеварения. Таким образом, чайная церемония теряет свою сокровенность и становиться обычным процессом потребления напитка. За последние 10 лет в Японии наметились тенденции, показывающие, что японцы предпочитают листовому зеленому чаю полуферментный, который недавно уступил черному чаю, иногда еще продаваемому в нейлоновых пакетиках. Последнее увлечение японцев - это ароматизированные чаи (например, такие как яблочный чай). Так как его импортируют из Франции, то его еще называют здесь "Французский чай".

Истинные ценители чая надеются, что японцы, и, особенно, японская молодежь, все-таки постепенно откроют для себя свой "Путь чая", так как этот напиток является неотъемлемой частью японской культуры. Это единственная страна в мире, в которой ежегодно выбирают "Мисс чая". Артисты и работники кино платят свою дань уважения чаю, как это видно, например, по фильму Ясиджаро Озу "Горький вкус зеленого чая".


 

 

 

 


1
2
3