Чайный
сайт

Оглавление

  1. Немного о чае

  2. Чай

  3. Как пpавильно заваpить?

  4. Как приготовить кофе

«Чайные» и «кофейные» зоны

Чай как напиток имеет свою, историю, которая значительно отличается от истории его распространения как растения.

У себя на родине, в Китае; чай стал повседневным напитком только в VI веке н. э. причем вначале исключительно в аристократической среде. Понадобилось еще без малого четыре столетия прежде чем чай превратился (В Х веке) в национальный напиток китайцев.

То же самое происходило и в Японии, где как культовый, религиозно-церемониальный напиток чай хотя и был известен с IX века, но широкие народные массы,

В Европу чайный напиток проникал двумя совершенно независимыми друг от друга путями - и с запада и с востока. В Западную Европу чай впервые был завезен из Китая португальским мореплавателями в 1517 году, за пределы маленькой Португалии не вышел, прочно застряв на целое столетие в этой стране, где его изредка употребляли при королевском дворе. В 1610 году голландцы сделали вторую пытку ознакомить Европу с чаем, но и на сей раз этот напиток так и не пошел дальше узкого круга амстердамских и антверпенских патрициев. Наконец, в 1664 году Ост-Индская кампания прислала в подарок английскому королю как величайшую экзотическую редкость два фунта (906 граммов) чаю, перекупленных у голландцев. Подарок совпал с появлением Англии новой королевы — урожденной португальской принцессы Катарины Браганцской, «привезшей» своему супругу Карлу II в качестве приданого не только индийский город Бомбей, но и обычай пить чай.

С этих пор чаепитие из Англии как новая европейская мода среди высших слоев общества стало распространяться в другие европейские страны.

Однако во Франции, Испании, в итальянских, австрийских и немецких землях чай натолкнулся на сильную конкуренцию кофе и какао. И то и другое привозилось из заморских колоний Бурбонов Габсбургов, различные ветви которых правили в странах Южной Центральной Европы. Особенно закрепилось в этих странах кофе, завезенное в Европу еще за сто с лишним лет до появления чая.

Дело было не только в том, что кофе успел войти в привычку, по крайней мере, трех поколений дворянства, но и в том, что довольно прочно вошел в быт бюргерства; его распространение стимулировалось относительной дешевизной, поскольку кофейное производство в ту пору целиком базировалось на дешевом рабском труде в «своих» колониях, в то время как чай был довольно дорогим удовольствием, его надо было покупать у Китая, да и то в ограниченных количествах. Так как в ту пору торговлю с Китаем держали в своих руках в основном Англия и Голландия, то вполне естественно, что прежде всего в этих странах стал распространяться чай.

Частично чай проник и в Данию, но три другие скандинавские страны — Швеция, Норвегия и Исландия — стали кофейными: еще в начале XVII века, в период тридцатилетней войны, мода на кофе проникла туда из Германии.

Австрийские, немецкие и скандинавские земли составляли таким образом сплошную «кофейную зону» в Европе, через которую далее, на восток — в славянские земли — путь чаю был наглухо закрыт.

Симпатии народов Европы к кофе и чаю и закрепившееся впоследствии разделение европейских стран на «кофейные» и «чайные» были таким образом неслучайными капризами вкуса, а своеобразным отражением внешнеторговой ситуации и внешнеполитической расстановки сил в Западной Европе конца XVII века,* *(Вспомним, что во второй половине XVII века Англия постоянно .находилась в состоянии войн и обострения отношений с Францией и Испанией; Голландия — с Испанией и другими Габсбургскими землями; Дания — со Швецией и своими колониями (Норве гией и Исландией). Характерно, что даже среди немецких земель, в целом являвшихся «кофейными», «чайную» позицию заняло в конце XVII — начале XVIII века бранденбургско-прусское курфюршество, находившееся в этот период в состоянии борьбы с Габсбургами. Однако впоследствии Пруссия, окруженная «кофейными» землями, вместе со всей Германией стала «кофейной» страной,*) и как памятник той далекой эпохи это разделение существует и в наши дни, хотя ныне оно давным-давно утратило всякий политический смысл.

В Россию чай пришел из Азии совершенно самостоятельно, независимо от Западной Европы, через Сибирь. Еще в 1567 году побывавшие в Китае казачьи атаманы Петров и Ялышев описали неизвестный на Руси диковинный китайский напиток — чай, который был к этому времени уже распространен в прилегающих к китайской империи странах, Юго-Восточной Сибири и Средней Азии. Но только почти столетие спустя, в 1638 году, т. е. значительно; ранее, чем в Англии, чай появился при царском дворе. Его привез посол Василий Старков как подарок от одного из западно-монгольских ханов, который буквально навязал русскому дипломату в обмен за соболей довольно значительный запас чая — 64 килограмма. Новый напиток понравился царю и боярам и уже в 70-х годах XVII века чай стал предметом ввоза в Москву, где продавался на рынке, в простых лавках, наряду с обыденными товарами. Таким образом, в России чай как напиток «демократизировался» гораздо быстрее, чем в странах Востока и «проник в низы» значительно раньше, чем в европейских странах, где его относительно широкое распространение началось лишь в XV111 веке. Но при этом не следует забывать, что в отличие от Востока и Западной Европы чай в России был исключительно «городским» напитком, причем для довольно-таки узкого круга городов. Вплоть до конца XVIII века; чай продавался только в Москве, если не считать оптовой торговли на Ирбитской и Макарьевской ярмарках. На протяжении XIX века Москва продолжала оставаться, хотя и не единственным, но доминирующим распределительным рынком чая в европейской части России. Даже в столицу, в Петербург, чай завозили из Москвы. До середины XIX века в Петербурге был лишь один-единственный чайный магазин, в то время как в Москве уже в 1847 году только специализированных чайных магазинов насчитывалось свыше ста (100!), а чайных и других чаепитейных заведений было более трехсот. Лишь сто лет тому назад, с 1862 года, после разрешения импорта чая в Россию морским путем ввоз чая во второй половине XIX века значительно возрос и его стали продавать в других городах европейской ча

сти России, куда он, опять-таки в основном поступал из Москвы; в Одессе, Полтаве, Харькове, Ростове, Петербурге, Казани, Оренбурге, Самаре, Уральске, Нижнем Новгороде, Астрахани. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди русского народа, особенно в центральной России, издавна укоренилась привычка считать москвичей чаевниками, особыми любителями чая. Впоследствии, вплоть до начала XX века, чай продавался исключительно в городах и проникал в русскую деревню медленно. «Завоевав» Азию и Европу, чай двинулся в начале XVIII века Америку. Впервые чай был завезен в Северную Америку английскими колонистами в 1704 году и сразу же стал основным напитком пуритан Новой Англии. Колонисты начали ввозить чай жилыми кораблями, что побудило английскую корону обложить чай высокой пошлиной и впредь допускать в колонию чай только на своих судах. Такие действия королевского правительства колонисты восприняли с возмущением: в 1773 году они потопили три чилийских корабля (чайных клипера), прибывших в Бостон с грузом чая. Это событие, получившее в истории известность как Бостонский инцидент, или «Бостонское чаепитие», вызвало ответные репрессии Англии и еще более накалило обстановку в американских колониях перед началом войны за независимость, в результате которой возникли Соединенные Штаты Америки. Чай стал национальным напитком США и до 60-х годов XIX века, т. е. до войны Юга и Севера, успешно противостоял конкуренции кофе и какао. В наши дни чай продолжает доминировать в штатах Севера — на Атлантическом и Тихоокеанском побережьях США, в более старых штатах; а вот на Юге, Среднем Западе господствует кофе, хотя сколь-нибудь четкую границу между кофейными и чайными районами в современных США провести затруднительно вследствие чрезвычайной национальной чересполосицы. Но в целом США все еще относят к «чайным» странам.

Таким образом, все крупнейшие страны мира предпочитают чай другим напиткам. Кроме того, чай распространен как напиток во всех странах Юго-Восточной, Центральной Азии и Среднего Востока, а также в странах Восточной Африки. Страны Ближнего Востока и арабские страны Северной Африки принадлежат к кофейной зоне, За исключением Марокко и отчасти ЮАР. Так же «чайным» исключением в преимущественно «кофейной» Латинской Америке является Аргентина. Частично распространен чай в его южноамериканских вариантах (мате, онсе) в Парагвае, Чили и Перу. Следовательно, ныне подавляющее большинство населения земного шара употребляет в качестве наиболее обыденного безалкогольного напитка — чай.


следующая страница


 

 

 

 


1
2
3